Как мы воспринимаем вкус вина: новичок, любитель и профессионал

Как оценивают и пьют вино профессионалы

Для сомелье оценка вина – не только то, что происходит здесь и сейчас. Его интересует, что будет с вином в будущем – после выдержки, в перспективе подачи или продажи коллекционной бутылки. Например, вы купили вино, открыли бутылку, сделали первый глоток, почувствовали вкус, поняли свои ощущения от напитка и продолжили пить, если он нравится.

Когда же вино пробует сомелье, вместе со вкусом его мозг начинает анализировать перспективы: каким будет напиток после выдержки, если она предусмотрена, какой виноград дал такой вкус и почему, какой способ обработки помог достичь такого баланса, на что уже сейчас похож этот напиток, какая у него танинность, как тонко алкогольные ноты вплетены в общий букет, что из него получится через год, два, пять лет и так далее.

Обратите внимание, языковые рецепторы винного критика развиты во много раз сильнее, чем у обычного человека. Поэтому и граней вкуса они могут почувствовать больше.

Его задача – оценить продукт с профессиональной точки зрения, дать оценку, которая повысит или понизит статус винодела, цену напитка и его инвестиционную значимость (если мы говорим о дорогих винах). Так что вполне вероятно, что «какая-то мерзкая кислятина», которая вам не понравилась, у сомелье может получить 98 из 100, 19 из 20 и т. п.


Ну и как понять вкус вина?

Но сомелье – это простой человек, а не машина, созданная в идеальных условиях, поэтому доверять его работе на 100 % нельзя.

Так, один из специалистов в статистике Роберт Ходжсон проводил эксперименты по проверке работы сомелье. Он предлагал дегустаторам, кавистам и сомелье один и тот же напиток, но в разных бутылках. И только один из 10 экспертов оценивал вино примерно одинаково во всех случаях. У остальных оценки колебались так, будто это совсем разные напитки. Были и другие эксперименты. Специалисты предлагали критикам вместо красного вина подкрашенное белое. Никто не заметил разницы и стал оценивать его как настоящее красное, да еще и давать высокие оценки. Выводы делайте сами.

Подробнее узнать о работе винных критиков и том, чем они отличаются от простых смертных, вы можете из нашей статьи «Можно ли доверять винным критикам?».

Теперь давайте перейдем к тем, кто следит за специалистами и свято верит в их работу.

Что делают любители

К любителям мы отнесем тех, кто покупает коллекционные вина или напитки, которые получают только высокие оценки критиков / каких-то нашумевших выставок. Мы не будем подробно останавливаться на ценовом аспекте ошеломительно дорогих напитков, потому что для понимания принципа важно видеть общую картину без красочных ценников.

Это потенциальная целевая аудитория виноделов, технологов массовых производств и, не в последнюю очередь, маркетологов. Именно последние любое обычное вино превратят в «лучший бленд» с «особенным терруаром», наклеечкой с известного конкурса, передачи или с оценкой от «того самого критика».

Все эти маленькие нюансы вместе с этикеткой создают большую картинку, которая превращает местный «Рислинг» в «гадость за 300 рублей», а какой-нибудь австралийский «в напиток богов за 3 500» (хотя в Австралии он стоит не больше 12 долларов за бутылку). Уж лучше бы везли к нам на орлах =)


С таким способом доставки импортное вино оправдало бы свою цену

К любителям может относиться любой человек, для которого обертка, статус производства и цена решают, что именно льется из бутылки. Настоящий ценитель – это уже почти сомелье для самого себя. Он будет пробовать все. И в его винотеке могут соседствовать абсолютно разные по цене напитки, но неизменно прекрасные по своим характеристикам (для того, кто их собирает).

О вкусах спорят?

С позиции потребителя то вино, которое нравится ему и доставляет удовольствие, считается хорошим. Это может быть бутылка в ценовой категории до 1 000 рублей или за несколько десятков тысяч. Не так важно. Достойные напитки из натуральных компонентов, изготовленные с соблюдением всех технологических норм и стандартов, есть в каждой стране, подобрать что-то достойное можно всегда. Главное – чтобы вам нравилось.

Вы скажете, что это странно: ну как так, дешевые вина хорошие и дорогие тоже, а цены почему разные? И чем занимаются винные критики (кависты, сомелье)? Они оценивают напиток в несколько ином свете, а простые вкусовые характеристики для них далеко не на первом месте.

Иногда перед употреблением напитка нужно убедить себя в том, что он хороший, а мы просто не все понимаем. Хотя… нужно ли?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий